Новости

Страстная седмица

Страстная седмица

В эти дни весь православный мир переживает события, связанные с последними днями Спасителя перед Своими страданиями. С церковнославянского слово страсти переводится как «страдания». Отсюда название - Страстная седмица. Вряд ли возможно ошибиться, назвав это время одной из самых важных недель в году в жизни христианина. Каждый день – особая служба и особый смысл.

Молитва, тихая скорбь, отраженная в богослужебных молитвах, в стройном пении сестер во главе с настоятельницей игуменией Даниилой. Все содержание богослужений направлено на то, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления. В этом материале хотелось бы кратко рассказать о том, как совершаются богослужения на протяжении всего отрезка времени — с Великого Понедельника по Великую Субботу.

Image
Первые три дня Страстной седмицы Церковь вспоминает последние притчи и поучения, произнесенные Спасителем при Его земной жизни

Первые три дня Страстной седмицы Церковь вспоминает последние притчи и поучения, произнесенные Спасителем при Его земной жизни.  В эти дни поется один и тот же тропарь — «Се, Жених грядет в полунощи..». В нем просматривается сюжет притчи о десяти девах, которые по-разному встретили жениха. Он учит нас быть всегда бодрыми и готовыми к встрече со Христом.

В Великий понедельник в храме читается евангельское повествование о проклятии Господом бесплодной смоковницы. Засохшее дерево символизирует душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Тексты Великого Вторника посвящены поучениям Спасителя, которые он произнес в Храме на второй день после Своего триумфального входа в Иерусалим. Главное место занимает тема обличения фарисеев и книжников, которые после этого уже окончательно идут на разрыв с Христом и принимают решение убить Его.

Великая Среда посвящена двум событиям — обеду в доме фарисея Симона и предательству Иуды. Богослужебные тексты противопоставляют блудницу, которая помазала ноги Христу благовонным миром, и ученика, выдавшего Учителя врагам. Ветхозаветные тексты продолжают рассказывать о судьбе Иова, который по попущению Божию заболел проказой, но при этом остался до конца верным Господу, без ропота перенося тяжкие страдания. Святой праведный Иов стал одним из Ветхозаветных прообразов Христа.

Великий Четверг. Этот день начинает собою собственно страстной цикл. В четверг вечером Христос установил Таинство Евхаристии, в котором вот уже две тысячи лет верующие соединяются со Христом. В этот день с утра служится Литургия Василия Великого. Наиболее важные тексты этого дня — тропарь «Егда славнии ученицы..» и гимн «Вечери Твоея тайныя днесь». В этих удивительных по своей красоте молитвах христиане исповедают Христа Богом и просят сделать их причастниками Вечери и Царствия Его.
Image
Феодоровский собор — «главный храм монастыря». Фреска «Тайная вечеря»

Вечером в четверг совершается неповторимая по своей торжественности и величию служба — чтение двенадцати страстных Евангелий. В этих отрывках от начала до конца описан путь страданий, которым прошел Христос. Во время чтения верующие стоят в храме с зажженными свечами.

Великая Пятница. Этот день посвящен вспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребению. Поскольку Литургия считается самым торжественным богослужением, она не совершается в день смерти Спасителя в знак глубочайшего траура. Утром читаются только Царские Часы. Мы вновь и вновь молитвенно переживаем все перипетии Суда над Господом. Пятница — это день совершения особой службы, в конце которой из алтаря выносится на середину храма Плащаница. После выноса Плащаницы Господа на Повечерии поётся канон, именуемый «Плач Богородицы» - один из величайших шедевров церковной поэзии.

Image
Снятие со Креста. Фреска Феодоровского женского монастыря

Вечером совершается Утреня Субботы с чином Погребения Плащаницы. Все тексты молитв и Священного Писания этого вечера пропитаны идеей соумирания твари своему Творцу, соучастия в Страстях… Утреня — по своей символике  — отпевание Христа. Перед Плащаницей совершается пение 118 псалма, стихи которого перемежевываются с особыми припевами, оплакивающими Спасителя. В конце богослужения молящиеся в храме люди подходят приложиться к Плащанице при пении стихиры «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного!..». В этом песнопении вспоминается тайный ученик Христа Иосиф Аримафейский, который после смерти Спасителя пошел к Пилату и попросил у него Тело Господа, которое затем предал погребению вместе с праведным Никодимом, тоже тайным Его учеником. Они сняли со Креста Тело Спасителя, обернули плащаницей и положили во гробе в Гефсиманском саду, в присутствии Богоматери и святых жен-мироносиц.

Наверное, нет другого богослужения (кроме пасхального), которое сравнилось бы по красоте со службой Великой субботы. Великая Суббота — канун Светлого Воскресения, в богослужении Великой Субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные воскресные черты.

На богослужении совершается вечерня с Литургией Василия Великого. Ее «визитной карточкой» являются паремии — сборник 15 ветхозаветных отрывков, в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении Царства Господа.

На литургии, во время Великого входа вместо Херувимской песни поется удивительный гимн: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Слушая этот гимн мы вспоминаем, что, согласно учению Православной Церкви, Великая суббота — это день, когда Господь сошел душою во ад, проповедовал там весть о Царстве Божием и вывел души праведников на свободу, в рай, где до того пребывали только взятые живыми на небо пророки Илия и Енох, а также благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Христа.

В определенный момент Литургии облачения в храме заменяются с черных на белые. Суббота — окончание Страстной седмицы. Обычно после утренней службы в течение дня совершают освящение куличей, яиц и пасох. Затем люди идут домой, чтобы ночью снова собраться вместе в храме и прославить Воскресшего Спасителя.

Кроме строгого поста, провождение дня Великой Субботы в древности отличалось особенной внутренней сосредоточенностью и торжественной тишиной в церковной жизни. «Что это? – говорит святой Епифаний в своей беседе на Великую Субботу. – Сегодня господствует на земле великое молчание и покой. Глубокое молчание, потому что почил Царь. Земля страшится и пребывает в покое, потому что почивает Бог во плоти и пробуждает от века почивших. Умер Бог во плоти, и ад трепещет. Бог почил на краткое время, чтобы пробудить тех, которые во аде».
logo

На карте Google Map

152021, Ярославская область,
Переславль-Залесский, Московская улица, 85

Телефоны: 
+7 (48535) 3-80-22,
+7 (961) 027-61-79

Почта:
feodorovskym@yandex.ru