Новости

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

9 апреля в Феодоровском женском монастыре города Переславля-Залесского было совершено торжественное богослужение, посвященное Входу Господа нашего в Иерусалим. На Божественной Литургии в воскресный день и на всенощном бдении, накануне, священнослужители обители, сестринский хор во главе с Матушкой игуменией Даниилой, а также прихожане и гости обители почтили праздник служением, молитвенным пением.

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — это двунадесятый праздник, в который Православная Церковь вспоминает одно из важнейших событий евангельской истории – последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу.

Поскольку в символике и событиях Входа Господня в Иерусалим важное место занимают пальмовые ветви – вайи, этот праздник называют Неделей ваий. Святитель Амвросий Медиоланский толкует данное именование следующим образом: «Именно чрез масличное дерево, из коего происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означаются дела милосердия; а чрез крепкое финиковое дерево, ветвей которого оконечности белы, означается то, что после скорбей настоящей жизни мы преселимся в свет небесного отечества» (См.: Вход Господень во Иерусалим, с приложением избранных статей, объяснительных примечаний и нотных песнопений. М., 1903. С. 27.). В славянской традиции известно обозначение праздника еще и как Недели цветоносной, или цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.

Image
Феодоровский женский монастырь в Переславле-Залесском. Апрель 2023 года.
Весной 30 года от Р. Х. в Иерусалим со всех сторон стекались паломники, чтобы встретить главный религиозный праздник — Песах (ветхозаветная Пасха). Сюда же отправляется и Христос вместе с учениками. Весть о воскрешении Лазаря уже распространилась по улицам Иерусалима. Первосвященники, обозленные возрастающей популярностью Христа, стали думать, как бы погубить Его и Лазаря. Но пока одни замышляли убийство, другие вышли встречать приближающегося к городу Спасителя.
Image
Вход Господень. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. XV в

Многие надеялись, что Христос вступает в Иерусалим, чтобы положить конец унизительной римской оккупации, а также восстановить иудейское государство в его былой славе и могуществе. Каково же было всеобщее удивление, когда Христос въехал в городские ворота не на боевом коне, как подобало бы грозному освободителю, а на обычном ослике.

Толпы людей встречают Христа как царя и Мессию. Они постилают перед ним пальмовые ветви и свои одежды, выкрикивая: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» («Осанна» значит «спасай нас», «спаси же»). Кто бы мог подумать, что уже через несколько дней эти же люди будут кричать «Распни Его!» во дворе римского префекта Иудеи Понтия Пилата.

Ослик, на котором Христос въехал в Иерусалим, несет в себе сразу несколько символических значений. Так, с одной стороны, он указывает на мирный характер наступающего Царства Божия и кротость Его Царя — Богочеловека. С другой стороны, блаженный Феофилакт Болгарский замечает: «Пророчество Он (Христос. — Ред.) исполняет и в историческом, и в таинственном смысле: в историческом через то, что видимым образом воссел на ослицу, в иносказательном же — воссевши на осленка, то есть на новый, необузданный и непокорный народ, язычников». То есть святой подчеркивал, что образ оседланного Спасителем ослика указывал на будущее обращение ко Христу язычников.

В непосредственном описании Входа Господня в Иерусалим наиболее близки между собой рассказы синоптиков – Матфея, Марка и Луки. Евангелисты особо подчеркивают, что на осла до Христа никто никогда не садился, и это, безусловно, указывает на ритуальную чистоту животного и возможность принесения его в жертву Богу.

Иконописные изображения событий Входа Господня в Иерусалим – на саркофагах – известны с IV века. Иконография этого сюжета предлагает два варианта композиции: Спаситель чаще всего изображен восседающим на осле; реже – рядом с ослицей, на которой едет Христос, идет жеребенок. В русском искусстве XV столетия получила широкое распространение новая иконография: Спаситель сидит на осле, обернувшись назад, к апостолам.

Отдельно хотелось бы указать на следующий факт: при строгом запрете на вкушение рыбы Великим постом на праздник Входа Господня в Иерусалим, как и на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, она дозволяется.

logo

На карте Google Map

152021, Ярославская область,
Переславль-Залесский, Московская улица, 85

Телефоны: 
+7 (48535) 3-80-22,
+7 (961) 027-61-79

Почта:
feodorovskym@yandex.ru