Новости

Светлое Воскресение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Светлое Воскресение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Ныне вся православная Церковь празднует главное событие каждого года - Светлое Воскресение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Пасха -  это древнееврейское слово дословно переводится как «проходящий мимо» и связано с исходом еврейского народа из рабства: ангел Господень истребил всех первенцев в земле Египетской, но прошел мимо тех, чьи семьи закололи агнца по повелению Божьему. Ветхозаветная Пасха — прообраз Новозаветной: Распятие Христа стало избавлением от смерти для нового Израиля.

16 апреля в Феодоровском женском монастыре была совершена ночная Божественная Литургия, на которой служили и предстояли Престолу священники Александр Алексеев, Александр Кузин и Николай Давыдов. Пасхальное богослужение началось крестным ходом с пением стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе..». Величественная ночная процессия с зажженными свечами и лампадками торжественно двинулась вокруг Введенского храма. Священники, матушка игумения Даниила (Севериненко) с сестрами возглавили пасхальное шествие. Монастырский хор, остановившись перед закрытыми дверями, символизирующими пока еще не отваленный камень Гроба, - огласил обитель многократным «Христос воскресе!» Хор сестер торжествующими песнопениями начал пасхальную утреню, перешедшую в Божественную Литургию – «Праздников Праздник и торжество есть торжеств!» Богослужение на Пасху особенное – все священные тексты исполняются нараспев, знакомые пасхальные песнопения поются всем миром. Едиными устами, единым сердцем… Все вместе славим Бога!
Image
Икона «Сошествие во ад»

На праздничной службе в эту ночь было по-домашнему тепло, но одновременно очень торжественно, красиво и очень радостно.  В эту ночь в полюбившемся горожанам храме Введения Божией Матери практически все богомольцы причастились Святых Христовых Таин.

В конце службы матушка игумения Даниила сама раздала прихожанам пасхальные яйца, символизирующие Воскресение Христово. Скорлупа изображает гроб, а красный цвет указывает одновременно на пролитую за людей Иисусом Христом кровь, и на царское достоинство Спасителя (на востоке в древности красный цвет был царским).

Image
Суббота — окончание Страстной седмицы. Освящение куличей, яиц и пасох в Феодоровской обители

Евангелисты повествуют о славном Воскресении Господа, о котором первыми узнали жены-мироносицы, пришедшие ко гробу Спасителя ранним утром третьего дня по Распятии. Они нашли гробницу открытой и ангела у входа, сказавшего им: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его здесь нет — Он воскрес, как сказал… Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите» (Мф. 28, 5–7). 

Пронзительные слова о Воскресении Христовом сказал святитель Николай Сербский (Велимирович): «Кто не возрадуется победе Господа Иисуса Христа? Се, Он победил не ради Себя, но ради нас. Его победа не сделала Его ни более великим, ни более живым, ни более богатым; но сделала таковыми нас. Его победа – не себялюбие, а любовь, не похищение, а дар. Земные победители вырывают победу; Христос – единственный, Кто победу отдает… Нынешний день более, нежели прочие дни в году, посвящен прославлению и празднованию этой победы Христовой…».

 

Богослужебные тексты данного праздника наполнены множественными образами и славословиями, раскрывающими значение Воскресения Христа как победы над грехом и смертью. К числу таких текстов – узловых, дающих почувствовать весь смысл и значение Праздника - относится хорошо известный православным христианам цикл пасхальных стихир. 

Церковнославянский текст первой стихиры звучит так: «Пасха священная нам днесь показася, Пасха нова святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная. Пасха Христос Избавитель, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных. Пасха двери райския нам отверзающая. Пасха всех освящающая верных».

Этой стихирой задается торжественный тон праздника. Мы наблюдаем многократное повторение столь радостного и светлого слова «Пасха».  В стихире также перечисляются все определения, которыми автор выражает свое отношение к этому святому дню.

Очень интересна четвертая стихира, в которой автор, как и в первой, восхваляет самый праздник Пасхи:

«Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная нам возсия. Пасха, радостию друг друга обымем. О Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь, яко от чертога возсияв Христос, жены радости исполни, глаголя: проповедите апостолом».

Христос знал все, что Его ожидает: ожесточение Израиля, суд Пилата, предательство Иуды и смерть. Однако Господь, предвидя Свои Страдания, не изменил милости к человеку и не отложил исполнения замысла о спасении.

Действительно, жертва Спасителя, принесенная на Кресте, бесценна для всего мира. Своей Смертью и Воскресением Иисус Христос спас нас от рабства греха, подарив вечную жизнь. Этим и объясняется такое величие и торжество праздника Святой Пасхи.

Последняя стихира как бы подводит итог всем остальным:

«Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем братие, и ненавидящим нас, простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

 

Следует обратить внимание на следующие слова из приведенной стихиры:

«Просветимся торжеством» — от греческого λαμπρός — «сиять, блистать». В стихире это место нужно понимать как «озаримся торжеством» или «проникнемся торжеством».

«Обымем» — обнимем. Обычай обниматься и целовать друг друга на Пасху, поздравляя таким образом с праздником, сохранился и по сей день и берет свое начало еще со времен древней Церкви.

«Возопиим» — от церковнославянского возопити, что значит «воскликнуть».

 

Заканчивается стихира тропарем Пасхи, что крайне необычно. Ни в одной стихире во всем годовом круге нет такого явления. Это в очередной раз подчеркивает уникальность праздника и его значение для всех христиан.

Велика и чудна тайна Праздника Светлого Христова Воскресения! Сам Бог воплотился, дабы пострадать за грехи всего человечества!
logo

На карте Google Map

152021, Ярославская область,
Переславль-Залесский, Московская улица, 85

Телефоны: 
+7 (48535) 3-80-22,
+7 (961) 027-61-79

Почта:
feodorovskym@yandex.ru