1 марта 2023 года, в среду первой седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист со чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Феодоровском женском монастыре.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогая матушка Даниила, отцы, братья и сёстры!
Любой человек, который пытается жить духовной жизни и следить за собой, знает, что основная борьба у нас идёт невидимо, внутри самого человека. Внутри мы злимся, раздражаемся, рассеиваемся и делаем многое другое, то, что далеко не всегда заметно со вне. Всё это на языке аскетики именуется помыслами, и, конечно, все мы с ними прекрасно знакомы. Более того, мы знаем и то, какими способами необходимо с ними бороться: нужно уметь их отслеживать и вовремя переключать внимание на нечто иное, нечто такое, что не является греховным. Правда, сделать это получается далеко не всегда.
Думаю, я не ошибусь, если предположу, что среди нас сейчас нет ни одного человека, который на протяжении всего богослужения ни разу не отвлёкся от слов молитвы, более того, я не думаю, что ошибусь, если предположу, что далеко не все присутствующие молились хотя бы одно мгновение. Проверить это довольно легко, достаточно задать себе простой вопрос: а какая мысль из прозвучавших сегодня молитв коснулась моего сердца так, что сердце умилилось и вместе с этим произошло изменение ума? Можно тот же самый вопрос сформулировать и несколько иначе: что в духовном и интеллектуальном плане я почерпнул из сегодняшнего богослужения? Если у нас нет чёткого и внятного ответа на эти вопросы, значит, молитвы и вовсе не было, а было лишь физическое присутствие на богослужении, не более того, значит, мы пребывали в рассеянии, и наши мысли где-то блуждали. Об этом церковное предание сохранило для нас и очень суровые обличительные слова одного из древних подвижников — аввы Феоны. Он сказал так: «Справедливо вменяется не в лёгкий, а в тяжкий грех нечестия, когда кто, изливая молитву Господу, вдруг увлекшись суетным, недобрым помыслом, удаляется от лица Его, как будто Бог не видит и не слышит».
Из слов аввы Феоны становится понятным: что даже в самой молитве можно тяжело согрешить в том случае, если молитва не имеет достаточной сосредоточенности, и виной тому роящиеся в голове помыслы. Из опыта мы знаем, что отследить помыслы бывает очень сложно, и иногда вдруг во время молитвы обнаруживаешь себя в своих мыслях в тех местах, о которых нельзя говорить публично, их, краснея, надо исповедовать своему духовнику. Для абсолютного большинства из нас победа над собственными помыслами — это фантастическая недостижимая цель.