В апреле 2021 года Феодоровский женский монастырь Переславля-Залесского на базе Центра святителя Луки совместно с благотворительным фондом социальной поддержки и просвещения «Милосердие и Добродетель» начал проект для подростков и молодых людей с ограничениями здоровья и инвалидностью «Подготовка к профессии». Проект удалось реализовать с помощью поддержки благотворителей.
Феодоровский женский монастырь Переславля-Залесского на базе Центра святителя Луки совместно с благотворительным фондом социальной поддержки и просвещения «Милосердие и Добродетель» начал проект для подростков и молодых людей с ограничениями здоровья и инвалидностью «Подготовка к профессии»
Команда набрала первую группу молодых людей от 18 до 38 лет с инвалидностью для обучения профессии помощника официанта. О сложностях, успехах и результатах работы в этом направлении рассказала Светлана Александровна Старостина, директор проектируемого Центра социальной реабилитации инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья Переславского Центра святителя Луки.
— Светлана Александровна, как родилась идея создания проекта, посвященного социально-профессиональному самоопределению инвалидов?
— В 2012 году была ратифицирована Конвенция о правах инвалидов в нашей стране, что стало спусковым механизмом для появления различных полезных программам и проектов по реализации прав страдающего человека. По статистике, в России более 13 миллионов инвалидов. В связи с более эффективной диагностикой выявляется все большее количество детей с ограничениями здоровья.
В Переславле-Залесском оказывается всесторонняя поддержка таким категориям граждан: им выделяются субсидии и льготы, они проходят обучение в коррекционных школах и интернатах, получают профессиональное образование в колледже. Тем не менее ряд вопросов остается нерешенным. Как человеку с проблемами речи, интеллекта, физическими недостатками адаптироваться в обществе? Где получить необходимые умения и навыки для будущей работы?
Команда проекта «Подготовка к профессии» провела аудит, оценив уровень помощи молодым инвалидам в плане профессиональной реализации, и пришла к неутешительным результатам: получить практические навыки, позволяющие успешно трудиться и быть востребованным на рынке труда, человеку с ограниченными возможностями здоровья крайне сложно.
Так и родился наш проект «Подготовка к профессии», который реализуется Феодоровским монастырем совместно с благотворительным фондом «Милосердие и Добродетель» на базе Центра святителя Луки. Изучив должностную инструкцию помощника официанта, мы пришли к выводу, что сможем подготовить такого рода специалистов. Кроме того, в силу активного развития сферы общественного питания эта профессия востребована и популярна.
— Проводилась ли какая-то предварительная работа и в чем она заключалась?
— Да, и это один их значимых этапов реализации проекта. Сразу приступить к обучению профессии в силу разных причин, связанных со здоровьем и состоянием наших подопечных, не удалось. Все началось со встречи с родителями и определения их ожиданий. Затем были опрошены ребята и педагоги. Участники прошли диагностику у узкопрофильных специалистов: дефектолога, логопеда, психолога.
Согласовав расписание занятий с родителями, ребятами и педагогами, мы начали работу, предваряющую основное обучение. Многие участники проекта до курса просто находились дома и не занимались со времен школы или колледжа, поэтому пришлось проходить сложный адаптационный период, пока они привыкли и нашли вместе с нами мотивацию двигаться к освоению профессии. Для тренировки навыков коммуникации наши подопечные занимались театром, для развития речи мы проводили упражнения с дикцией и мышцами языка. Игровая реабилитация помогла ребятам добиться улучшения физического состояния.
Когда мы увидели, что подопечные готовы, то приступили к обучению профессии.
— Светлана Александровна, поделитесь, пожалуйста, как проходила работа.
— Профессия официанта предполагает наличие у ученика умений и навыков, связанных с активной коммуникацией и стрессоустойчивостью. Мы включили в курс кроме основной программы самые простые умения: самостоятельно сложить салфетку для украшения стола, приготовить место гостя с посудой и угощением, заварить чай и сделать бутерброды. Радовало то, что некоторые из участников прекрасно подготовлены родителями дома. Они помогают убирать квартиру и готовят пищу, ухаживают за членами семьи. Однако мы столкнулись с элементарными проблемами: кто-то не умел нажать кнопку на чайнике, чтобы вскипятить воду, кто-то не приучен резать ножом, некоторые не умеют мыть посуду и справляться со шваброй.
Проект для подростков и молодых людей с ограничениями здоровья и инвалидностью «Подготовка к профессии».
После двух месяцев обучения внесли коррективы и начали взаимодействовать с родителями, чтобы результаты радовали всех. Участники должны были применять приобретенные ими навыки дома на практике. Родители со слезами рассказывали о маленьких и простых успехах ребят, а мы двигались дальше.
— А какие успехи ребят были наиболее яркими?
— Один участник проекта не говорил, и мы начали с главного вопроса — провели протезирование у стоматолога, и тогда занятия с дефектологом вышли на качественно новый уровень. С ним идет комплексная работа в театре и с логопедом в паузах между обучением и дома. Он начал произносить слова: «дай», «на», «му», «до свидания», «здравствуйте» и некоторые другие. Для нас всех это длинная дорога…
Одна слабовидящая девушка в настоящее время овладевает профессией певчей в церковном хоре. Важно отметить, что все участники курса регулярно сопровождают ее на занятия и обратно. Ребята чувствуют ответственность друг за друга, они умеют по-настоящему дружить.
В сентябре группа подготовила отчетную презентацию с открытыми уроками и концертными номерами. Результаты были представлены родителям и гостям.
Однажды наши выпускники покажут свои умения в реальном кафе нашего города и смогут работать, принося пользу обществу. А для человека так важно быть полезным!
— С практической пользой, реальным применением навыков все ясно, а есть ли в этом проекте духовная составляющая?
—Тому, что нужно помогать людям с ограниченными возможностями, учит нас Сам Христос: в Евангелии описано много случаев той трогательной заботы, которую Он проявлял в отношении инвалидов самого различного рода.
Известный христианский деятель XX века Жан Ванье, говорил, что мы нуждаемся в «особенных» людях гораздо сильнее, чем они в нас. Инвалиды являются для нас, пока еще здоровых, примером, напоминанием о нашей собственной немощи, лишь до определенной поры не дающей о себе знать.
Любой проект, реализуемый на базе Центра святителя Луки, так или иначе имеет духовную направленность. Сама личность святителя Луки определяет один из важнейших векторов нашей работы в сторону людей с физическими недугами. Святой потерял здоровье не в последнюю очередь из-за тяжелейших условий жизни в лагере и ссылках, а в конце жизни полностью ослеп. Своим примером он доказал, что сила Божия в немощи совершается (см. 2 Кор. 12:9), а также показал нам, как силен духом может быть физически слабый человек. Сегодня мы ясно ощущаем помощь и небесное ходатайство святителя Луки. По молитвам к нему Господь многое управляет в работе Центра.
— Каковы результаты работы проекта? Будет ли как-то решен вопрос трудоустройства ребят, ведь получить профессию еще не значит найти работу?
— Самым главным результатом является то, что тринадцать «особенных» людей могут общаться и радоваться жизни вместе с нами на равных! Не менее важна и уверенность родителей в том, что их ребенок нужен нам, что он нашел друзей.
В Центре святителя Луки будут открыты лечебные корпуса и паллиативное отделение Переславского филиала ЦКБ свт. Алексия, музейно-просветительский комплекс, храм, центр социокультурной адаптации инвалидов, инклюзивный хостел.
В июне 2021 года мы набрали группу подростков от 10 до 17 лет. В большей степени это ребята с небольшими ограничениями, психическими и интеллектуальными нарушениями.
Здесь идет в основном индивидуальная и парная работа. Среди ребят есть двое мальчиков, которые на сегодня уже считают себя закончившими обучение. Они прекрасно общаются среди здоровых сверстников. Остальные продолжают заниматься по программе, улучшая речь и обучаясь профессии.