«Аудиогид по выставке «Романовы в пути. Отмечено курсивом»

Наш музей посвящен одному из самых почитаемых святых нового времени – святителю Луке, исповеднику, архиепископу Симферопольскому и Крымскому. Музей рассказывает о переславском периоде жизни Святителя (тогда еще земского врача и хирурга Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого)

Пролог

В выставочном зале разместилась выставка «Романовы в пути. Отмечено курсивом». Она рассказывает об историческом паломничестве императора Николая II и его семьи по древнерусским городам в мае 1913 года в честь 300-летнего юбилея царствования Дома Романовых.

№1

23 мая Его Императорскому Величеству благоугодно было с Августейшими Дочерьми посетить город Переславль­Залесский. В Переславле три монастыря «удостоились встретить Своего Монарха»: Никитский, Троице-Данилов и Феодоровский.

№2

Основание Феодоровского монастыря связано с событием, которое, по мнению многих историков, значительно повлияло на процесс объединения разрозненных княжеств вокруг Москвы и способствовало становлению Московской государственности.

№3

Основатель династии Романовых Михаил Феодорович впервые посетил Феодоровскую обитель в 1619 году. Он также неоднократно делал в монастырь богатые вклады. А вот его сын, Алексей Михайлович в 1653 году пожертвовал обители не деньги, не церковную утварь или облачения, а книги: «Евангелие», «Минею» и «Псалтырь» «новаго выходу».

№4

Особое место в истории Феодоровского монастыря занимает фигура игумении Евгении – настоятельницы обители в 1875 – 1916 гг. Дочь священника села Боголюбова Владимирской губернии, в трехлетнем возрасте она была отдана на воспитание в Феодоровский монастырь к родственнице – игумении Максимилле.

№5

В соответствии с Указом Духовной консистории, на пути следования Государя духовенство сельских церквей выходили к дороге в лучшем облачении со святым крестом, дьяконской свечой, кадилом и храмовой иконой при пении тропаря «Спаси, Господи, люди твоя». За полчаса до приезда Государя на колокольне Никитского монастыря начинался звон в один колокол, далее звон распространялся по всем колокольням города.

№6

Прибыв в наш город, Высочайшие путешественники посетили Никитский и Троице-Данилов монастыри. Феодоровский монастырь принимал своего Монарха «в 4 часа 10 минут пополудни». Во Святых вратах гости были встречены игуменьей, казначей и помощницей благочинной.

№7

В память о Высочайшем посещении Феодоровского монастыря сестры посадили липовую аллею. Эти деревья, пройдя сквозь время, и доныне благоукрашают святую древнюю обитель. В соборе Феодора Стратилата для молитвенного поклонения помещена икона Царственных Страстотерпцев.

Добрый день, дорогие друзья! Мы с вами находимся в подклете Феодоровского собора Феодоровского женского монастыря.

Здесь располагается Музей святителя Луки Крымского. А рядом в выставочном зале разместилась небольшая по своему объему, но очень содержательная выставка «Романовы в пути. Отмечено курсивом». Она рассказывает об историческом паломничестве императора Николая II и его семьи по древнерусским городам в мае 1913 года в честь 300-летнего юбилея царствования Дома Романовых.

Приглашаем вас пройти на выставку.

В канун празднования 300-летия Дома Романовых Россия была довольно успешна с экономической точки зрения: она занимала четвертое место среди промышленно разви­тых стран, являлась крупнейшим производителем и экспортером сельскохозяйственной продукции. В то же время к 1913 году как в стране, так и в семье последнего Российского императора Николая II произошло много драматических событий. Прежде всего, речь идет о смерти императора Александра III и, как следствие, о неожиданном воцарении Николая Александровича. Немало горьких минут принесли царской семье трагические события на Ходынке, случившиеся в дни коронационных торжеств. Неутешительные итоги Русско-японской войны также породили множество обвинений в адрес Правящего Дома. Радость рождения долгожданного наследника - Цесаревича Алексея - была омрачена известием о его неизлечимой болезни.

В сложившихся обстоятельствах юбилейное путешествие должно было стать не только данью памяти важнейшему событию в истории России. Это была демонстрация единения Императора и его семьи со своими подданными.

15 мая 1913 года Государь Император Николай II, Государыня Императрица Александра Федоровна с Наследником Цесаревичем и Августейшими Дочерьми: Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией - выехали из Царского Села. Почтив память Дмитрия Пожарского в Суздале и Козьмы Минина в Нижнем Новгороде, Высочайшие Путешественники повторили исторический путь из Костромы в Москву, которым прошел призванный на царство Михаил Феодорович Романов. Они посетили Владимир, Боголюбово, Кострому, Ярославль, Ростов Великий, Петровск, Переславль-Залесский, Сергиев-Посад. Этот путь воспринимался как «священный путь призвания на царство» и завершился в Москве 24 - 26 мая.

 

Стенд номер I

23 мая Его Императорскому Величеству благоугодно было с Августейшими Дочерьми посетить город Переславль­Залесский.

В Переславле три монастыря «удостоились встретить Своего Монарха»: Никитский, Троице-Данилов и Феодоровский. Приехав в Феодоровский монастырь, Высочайшие Путешественники в сопровождении настоятельницы игумении Евгении посетили главную святыню обители – собор Феодора Стратилата. Не случайно наша выставка размещена в подклете именно этого древнего храма.

Давайте вместе с вами совершим краткий экскурс в прошлое Феодоровского монастыря от его основания до начала XX столетия. Именно это славное прошлое, тесно связанное с историей России, стало главной причиной, по которой посещение Феодоровской обители было включено в насыщенную программу «царского паломничества».

Стенд номер II

Основание Феодоровского (изначально мужского) монастыря связано с событием, которое, по мнению многих историков, значительно повлияло на процесс объединения разрозненных княжеств вокруг Москвы и способствовало становлению Московской государственности. Речь идет о битве между московско-переславской дружиной и тверичами, которая состоялась в 1304 году 8 (21) июня в день памяти святого великомученика Феодора Стратилата. Напомним, что последний переславский удельный князь, внук Александра Невского, Иван Дмитриевич, не имея наследников, передал Переславль своему дяде, князю Даниилу Московскому. И это значительно укрепило позиции Москвы, но совершенно не устраивало тверичей, поскольку Тверь также претендовала на лидирующие позиции в Северо-Восточной Руси. Во главе московско-переславского войска стоял молодой князь Иван Данилович, известный нам как Иван Калита. Во главе тверской дружины выступил боярин Акинф. В ночь накануне битвы Иван Данилович молился святому великомученику Феодору Стратилату с просьбой даровать ему победу. Как гласит летопись, «И бились очень крепко. И помог Бог великому князю Ивану Даниловичу. <…> И была в Твери Печаль и скорбь великая, а в Переславле веселье и радость великие». В благодарность за дарованную победу Иван Калита приказал заложить обитель в честь Феодора Стратилата.

Первое письменное упоминание о Феодоровском монастыре относится к 1511 году, когда великий князь Василий III пожаловал ему деревни и пустоши. А государь Иван IV (Грозный) положил начало каменному строительству в обители и стал храмоустроителем монастыря. По приказу царя в честь рождения у него сына Феодора в 1557 году был отстроен в камне собор Феодора Стратилата.  Также по приказу Ивана Грозного были написаны иконы для этого собора. Часть из них сохранились и находятся в Переславском музее-заповеднике. Точные копии этих икон сегодня украшают нижний ярус иконостаса Феодоровского собора. Перед вами – фото иконы «Феодор Стратилат в житии» XVI века.

Царь Феодор Иоаннович стал последним Российским царем из династии Рюриковичей. Вступивший на престол Борис Годунов тоже не оставлял своими милостями наш монастырь. На фото – серебряное кадило – вклад Бориса Годунова.

Стенд номер III

Основатель династии Романовых Михаил Феодорович впервые посетил Феодоровскую обитель в 1619 году. Он также неоднократно делал в монастырь богатые вклады. А вот его сын, Алексей Михайлович в 1653 году пожертвовал обители не деньги, не церковную утварь или облачения, а книги: «Евангелие», «Минею» и «Псалтырь» «новаго выходу». Этот вклад имеет очень большое значение, ведь сделан он с особым смыслом. Во времена правления Алексея Михайловича патриархом Никоном была проведена церковная реформа, приведшая к расколу в церкви. Таким образом, есть все основания полагать, что, жаловав монастырю книги «нового образца», написанные в соответствии с введенными реформами, государь недвусмысленно дает понять, что расколу в Феодоровском монастыре не быть. Именно при Алексее Михайловиче обитель была из мужской обращена в женскую. Случилось это в 1667 году.

При Петре I Феодоровский монастырь продолжает пользоваться вниманием царствующих особ. Петр Алексеевич приезжал сюда три года подряд: в 1690, 91-м и 92-м годах вместе с соправителем, царем Иваном Алексеевичем, и матушкой –  царицей Натальей Кирилловной. Они щедро жертвовали в обитель деньги, облачения, церковную утварь. На фото представлен один из таких вкладов – серебряное кадило, как свидетельствует Вкладная книга Феодоровского монастыря, «весу два фунта».

На средства сестры Петра I, царевны Натальи Алексеевны, в 1710 году была построена теплая каменная церковь «во имя пречистыя Богородицы Введения». Царевна также обратила внимание на то, что престарелые больные монахини вблизи келий не имели церкви. Так в 1714 году появился больничный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Обе церкви: и Введенская, и Казанская – сохранились до наших дней. На фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского 1911 года запечатлена Казанская церковь.

Император Петр I стремился наладить в монастырях различные производства. Имея особенное попечение о нашей обители, в 1722 году он прислал сюда из села Покровское мастериц-прях и инструменты для обучения непостриженных девиц и вдов прядению. По замыслу Петра I, необходимое сырье – лен – доставлялся из казны, а выработанная из него пряжа должна была отсылаться на Екатерингофский полотняный завод. Деньги за работу поступали в  монастырскую казну. Считается, что именно с этого времени монастырь начинает осваивать различного рода рукоделия.

23 мая 1913 года монахини, в числе прочего, преподнесли Николаю II «полотно своей работы». В документах значилось, что этой работе послушницы были обучены мастерицами, присланными Императором Петром I.

 

Стенд номер IV

Особое место в истории Феодоровского монастыря занимает фигура игумении Евгении – настоятельницы обители в 1875 – 1916 гг. Дочь священника села Боголюбова Владимирской губернии, в трехлетнем возрасте она была отдана на воспитание в Феодоровский монастырь к родственнице – игумении Максимилле. Только через 20 лет пребывания в обители она была принята в число послушниц, а еще через 20 лет, в 1874 году, удостоилась монашеского пострига. За свою подвижническую деятельность, а также за труды на благоустроение обители удостоена многих наград и поощрений.

Весьма ценным источником для исследователей являются сохранившиеся в архивах «Ведомости о Переславском Феодоровском девиче монастыре второго класса». Это своеобразные отчеты, которые каждый год направлялись епархиальному начальству. Из таких отчетов мы узнаем, что «остающееся от богослужений время» сестры проводили за различной работой: «способные к тонким и изящным рукоделиям исполняют работу по шитью церковных облачений, по вышиванию шерстями, шелком и золотом, вяжут кружева, чулки, салфетки. Способные к черным работам сестры и послушницы работают на кирпичном заводе, плетут корзины, вырабатывают глиняную посуду, работают на пчельнике, в саду, в огороде, на лугу, в поле и в лесу. Есть целый штат послушниц церковниц, обязанности которых наблюдать и поддерживать чистоту в храмах и около них». «Клиросные послушницы в эти часы разучивают песнопения». Таким образом, мы можем сделать вывод, что хозяйство монастыря было очень большим и весьма разнообразным.

К 1913-му году Феодоровский монастырь имел три благоустроенные пустыньки, давал приют и кормил до 500 монахинь и послушниц. Обитель славилась своей благотворительной деятельностью. Здесь воспитывались до 60 девочек-сирот, а в четырех церковно-приходских школах обучались около 220 мальчиков и девочек.

Именно игумении Евгении выпала честь встретить в Феодоровском монастыре императора Николая II и Великих Княжон. Этому предшествовала очень серьезная и довольно утомительная подготовка, составление огромного количества документов в высшие церковные и гражданские инстанции, изучение и выполнение многочисленных регламентов и указаний.

 

Стенд номер V

Подготовка юбилейных торжеств и царского путешествия была сосредоточена в руках Комитета для устройства празднования трехсотлетия царствования дома Романовых под председательством Александра Григорьевича Булыгина. Безопасность Высочайших путешественников обеспечивало Министерство Внутренних дел; порядок визита, так называемый протокол, разрабатывало министерство Императорского Двора, а вот организацией передвижения и предоставлением транспорта ведало Министерство путей сообщения. Во время путешествия члены «Августейшего Семейства» передвигались на поезде, на пароходе «Межень», а также на автомобилях.

На местах бремя подготовки к визиту легло на губернаторов и местные городские власти. В конце мая 1913 года Переславль-Залесский «принял необычайный — праздничный вид». На въезде в город со стороны Ярославля была установлена арка, украшенная лентами, флагами и двуглавыми орлами.

В соответствии с Указом Духовной консистории, на пути следования Государя духовенство сельских церквей выходили к дороге в лучшем облачении со святым крестом, дьяконской свечой, кадилом и храмовой иконой при пении тропаря «Спаси, Господи, люди твоя». За полчаса до приезда Государя на колокольне Никитского монастыря начинался звон в один колокол, далее звон распространялся по всем колокольням города. Как свидетельствует пресса, Переславль встретил «Высочайших Путешественников» «торжественным трезвоном», который продолжался «во все время проезда Их Императорских Величеств». В это время в городе насчитывалось 28 приходских церквей и 4 действующих монастыря, поэтому можно представить, какой красоты и силы был этот «трезвон»!

В Указе Духовной консистории также говорилось: «В день прибытия в город Переславль Его Императорского Величества духовенство является к назначенному времени в назначенные места», установленные распоряжением Его Преосвященства Преосвященного Митрофана, Епископа Муромского».

  Среди духовенства, встречавшего Высочайших путешественников в Феодоровском монастыре, был священник Николай Викторович Дунаев. Он служил в монастыре с 1901 года до его закрытия в 1923 году. В 1930-м отец Николай был приговорен к трем годам ссылки в Коми АССР. Вернувшись в Переславль, служить он уже не мог, жил в Феодоровской слободе своим трудом. В 1937 году отец Николай вновь был арестован по сфабрикованному обвинению в том, что он являлся членом контрреволюционной церковно-монархической организации. На единственном допросе батюшка своей вины не признал. 25 ноября 1937 года протоиерей Николай Дунаев был приговорен к расстрелу. 27 ноября приговор привели в исполнение. Место захоронения батюшки неизвестно. В 1958 году священник Николай Дунаев был реабилитирован.

В 2000 году на Архиерейском Соборе протоиерей Николай Дунаев причислен к лику новомучеников и исповедников российских. На том же Соборе были прославлены святые царственные страстотерпцы. Несколько лет назад милостью Божией нам удалось разыскать фотографию священномученика Николая (Дунаева), а потом была написана икона.

Стенд номер VI

Об историческом паломничестве царской семьи в мае 1913 года активно писала пресса, кроме того, каждая губерния составила и опубликовала подробный отчет о пребывании на ее территории «ДЕРЖАВНЫХ ХОЗЯЕВ». Подготовила такой отчет и Владимирская губерния, в состав которой входил в то время Переславль-Залесский.  23 мая, прибыв поездом на станцию Петровское, дальше Император и Великие княжны передвигались на автомобиле, как отметил Николай II в своем дневнике, «по отличному шоссе».

Современники отмечали,  что «усталость от празднеств и приемов сказывалась на императрице Александре Федоровне, которой часто нездоровилось». По этой причине государыня с Наследником Цесаревичем остались в поезде и не участвовали в переславском визите. 

Прибыв в наш город, Высочайшие путешественники посетили Никитский и Троице-Данилов монастыри.

Феодоровский монастырь принимал своего Монарха «в 4 часа 10 минут пополудни». Во Святых вратах гости были встречены игуменьей, казначей и помощницей благочинной. У дороги от Святых ворот к собору стояли сестры монастыря, певчие и воспитывающиеся в монастыре девочки-сироты.

Протокол визита был разработан поминутно; все участники церемонии, включая не только хозяев, но и Высочайших гостей, строго следовали утвержденной программе. Ступив на монастырскую землю, Государь и Великие княжны направились в четверик Феодоровского собора, где поочередно приложились к чтимой святыне, иконе Феодоровской Божией Матери. Затем в галерее собора сестры с благоговением и почтением преподнесли Своему Монарху шитую шелками икону Феодоровской Божией Матери с надписью: «В молитвенную память трёхсотлетия благополучного Царствования Дома Романовых…». Среди «смиренных приношений» были многочисленные подарки для Его Императорского высочества наследника цесаревича: шитая золотом и жемчугом икона Феодора Стратилата, «блюдо деревянное, золоченое, чеканной работы», «модель исторической часовни» и «картина Императора Петра Великого». «Затем игуменья поднесла Великим Княжнам полотенца, шитые гладью, строчкой и плетеные салфеточки с орлом и надписью: «Боже Царя Храни», за что они благодарили». Надо отметить, что все монастырские подношения утверждались заранее сначала Владимирским губернатором, а потом Министром Императорского Двора.

В программу визита Венценосного Семейства был также включен осмотр древностей Феодоровского монастыря. Пояснения государю давал знаток переславских древностей Василий Тимофеевич Георгиевский. На фото представлены некоторые монастырские реликвии, запечатленные в 1883 – 1884 годах выдающимся фотографом русской старины Иваном Федоровичем Барщевским. Среди кадил мы узнаем вклад Бориса Годунова и вклад царей Петра и Ивана Алексеевичей.

Стенд номер VII

В конце визита Николай II, вероятно, в нарушение протокольной части, вновь зашел в четверик собора «и подошел к месту, где была принесена на руках больная схимонахиня Елена. Государь Император, увидав ее, просил благословить Его», а затем и Августейших Дочерей. И Государь, и Великие Княжны смиренно целовали ладонь схимонахини, несмотря на ее смущение.  

От Государя Императора и Государыни Императрицы в монастырь был пожалован комплект священнических облачений из алого панбархата с жемчужным украшением и камнями. К сожалению, нам не удалось ничего узнать о судьбе этого дара. Отметим, что практически для каждого монастыря, который посещал Государь во время майских юбилейных торжеств, были приготовлены подарки. Как правило, это были священнические облачения и комплекты воздухов. И везде они были разные: выполненные из бархата или парчи разных цветов, шитые золотом или украшенные камнями и жемчугом.

Спустя некоторое время после царского визита игумения Евгения получила пакет с ладонными чётками и образком Феодоровской Божией Матери на серебряной цепочке. Эти подношения были присланы по приказанию Государыни Императрицы Александры Феодоровны схимонахине монастыря Елене, имевшей счастие беседовать с Его Императорским Величеством.

После Феодоровского монастыря Высочайшие путешественники посетили историческую усадьбу «Ботик» на берегу Плещеева озера, а на обратном пути в Петровское Им было угодно остановиться у Троицкой церкви в Отхожей слободе.

Переславль-Залесский был предпоследним городом в маршруте исторического паломничества царской семьи. Завершилось оно большими торжествами в Москве 24 – 26 мая.

Государь не забыл наш монастырь и смиренные старания игумении Евгении, постоянно пребывающей в трудах и молитве. 5 мая 1914 года ей всемилостивейше был пожалован портрет Государя с собственноручною Его Императорского Величества подписью, а спустя год, ко дню 40-летия Матушки в сане игуменьи, Императрицей Александрой Феодоровной ей была жалована икона святой царицы Александры.

В память о Высочайшем посещении Феодоровского монастыря сестры посадили липовую аллею. Эти деревья, пройдя сквозь время, и доныне благоукрашают святую древнюю обитель. В соборе Феодора Стратилата для молитвенного поклонения помещена икона Царственных Страстотерпцев.

В завершении нашего путешествия обратите, пожалуйста, внимание на небольшую витрину. Содержание этой части выставки постоянно меняется, но одно остается неизменным – в ней представлены предметы, которые имеют отношение к истории семьи Романовых или истории Феодоровского монастыря.

logo

На карте Google Map

152021, Ярославская область,
Переславль-Залесский, Московская улица, 85

Телефоны: 
+7 (48535) 3-80-22,
+7 (961) 027-61-79

Почта:
feodorovskym@yandex.ru